Пенсионные права граждан

ВЫСТУПЛЕНИЕ

на Круглом столе

«Проблемные вопросы в пенсионном обеспечении

 

Уважаемые члены круглого стола!

 

         Проблемы пенсионного обеспечения жителей Волгоградской области постоянно поднимаются в обращениях граждан. В 2010 году поступило 37 письменных заявлений, в которых заявлялось о нарушении пенсионных прав граждан, что составило 3,3% от общего количества обращений. Однако количество устных обращений по данным вопросам намного больше.

         Анализ письменных заявлений, результаты личных приемов населения позволяют выявить проблемы пенсионного обеспечения граждан, которые их волнуют в большей степени и препятствуют людям своевременно и наиболее полно реализовывать свои права в указанной сфере. Следует отметить следующие моменты.

         Трудность в понимании пенсионного законодательства

         У граждан при ознакомлении с пенсионным законодательством возникают трудности в его понимании, например, при ознакомлении с отдельными положениями главы VI Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», в которой имеется большое количество ссылок на другие положения этого же Закона, несколько вариантов решения одно и того же вопроса. Даже юристам для уяснения смысла правовых положений необходимо потратить значительное время, чтобы дать гражданам грамотные разъяснения по существу ситуации. Что тогда говорить о рядовых гражданах, впервые взявшихся за изучение указанного Федерального закона?

         Следствием этого становится недостаточная информированность граждан о своих пенсионных правах.

         Всецело поддерживая идею о том, что граждане должны знать свои права и обязанности, все же необходимо исходить из того, что требовать от граждан знания всех тонкостей правового регулирования пенсионного обеспечения невозможно. Кроме того, как уже говорилось, уяснить смысл отдельных положений лицам, не искушенным в толковании действующего законодательства, зачастую бывает затруднительно. В связи с этим необходима плановая организация работы по распространению правовых знаний в области пенсионного обеспечения. Пенсионным фондом Российской Федерации принимаются меры по информированию граждан об их пенсионных правах. Однако в адрес Уполномоченного поступают нееденичные обращения лиц, которые не смогли реализовать право на пенсию в полном объеме по причине отсутствия информации о таковых. Так гражданка Д., мать ребенка инвалида, подала заявление о назначении трудовой пенсии досрочно в связи с тем, что она воспитала ребенка-инвалида до
8 лет, несвоевременно - через 3,5 года после достижения 50-летнего возраста. Как сообщала женщина, она просто не знала о наличии права на досрочное назначение пенсии.

         Понимая, что пенсионное законодательство крайне объемное и рассказать все нюансы в одной или нескольких встречах с гражданами практически невозможно, необходимо организовывать информационную работу с определенными целевыми группами населения. Заранее зная, для кого предназначена информация, можно определить положения законодательства, которые будут касаться именно этой группы (инвалиды, работающие на вредном производстве и т.д.), а потому дать более детальные сведения и рекомендации именно для этих граждан, опустив не имеющие к ним отношения моменты.

         Формы информирования должны быть разнообразны:

         1) встречи с людьми;

         2) выступления в средствах массовой информации (периодические печатные издания, телевидение, радио), в том числе и в прямом эфире;

         3) распространение информационных бюллетеней с привлечением иных организаций, наиболее часто посещаемых определенной группой населения (например, распространение информации о пенсионных правах инвалидов, родителей детей инвалидов через органы социальной защиты населения).

         Заявительный характер назначения пенсии.

         Обязанность Пенсионного фонда РФ уплачивать пенсию возникает лишь в случае подачи соответствующего заявления вместе со всеми необходимыми документами. При этом ограничена возможность получения пенсии за период с момента возникновения всех условий, при которых пенсия назначается, до даты обращения за ее назначением. Именно это обстоятельство определяет негативные последствия отсутствия у граждан информации о своих пенсионных правах.

         В настоящее время закон допускает назначение и выплату пенсии за период до подачи заявления, но не ранее дня возникновения права на пенсию, только в трех случаях:

         - при назначении трудовой пенсии по старости - со дня увольнения в случае, если соответствующее заявление подано не позднее 30 дней со дня увольнения с работы;

         - при назначении трудовой пенсии по инвалидности - со дня признания лица инвалидом, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев с этого дня;

         - трудовая пенсия по случаю потери кормильца - со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.

         В приведенном мною примере с матерью инвалида возможность назначения пенсии за период до подачи заявления вообще отсутствовала, так как увольнения с работы в связи с уходом на пенсию не имело место.

         Надо учесть и то, что к заявлению человек должен прикладывать документы, обосновывающие право на пенсию. Поиск этих документов может затянуться. Все это отодвигает дату обращения за назначением пенсии от даты, когда право на пенсию возникло.

         В связи с этим желательно определить в законодательстве возможность назначения пенсии с момента возникновения права на нее, даже если человек подал соответствующее заявление с приложением необходимых документов на несколько месяцев позже.

         Несохранность архивов предприятий и организаций

         Вследствие этого отсутствует возможность доказывать условия труда, размер заработной платы за определенный период работы и иные юридически значимые факты, которые непосредственно связаны с правом на льготные условия назначения пенсии либо с ее размером. Отсутствие возможности получить подтверждающие их справки серьезно ограничивает пенсионные права граждан. При этом недавние изменения в законодательстве привели к невозможности доказывать юридически значимые обстоятельства чем-либо кроме документов. Уже имеются прецеденты, когда гражданин не смог документально подтвердить условия труда, дававшие ему право на досрочное назначение трудовой пенсии, в том числе и потому, что подтверждающие условия труда документы были уничтожены за истечением сроков хранения. Установить их в судебном порядке невозможно, так как с 01 января
2010 года запрещается подтверждать характер работы свидетельскими показаниями, которые теперь расцениваются как недопустимые доказательства. Таким образом граждане лишились возможности в судебном порядке подтвердить свои пенсионные права в случае несохранности документов, что вряд ли будет способствовать реализации этих прав.

         Например, жительница г. Урюпинска длительное время работала в исправительном учреждении и была непосредственно занята с осужденными. Имея необходимый страховой стаж и специальный стаж работ, достигнув 50-летнего возраста, она обратилась за назначением пенсии. Но заявительница не смогла документально подтвердить занятость на работах непосредственно с осужденными. Документы, которые позволяли бы определить круг ее должностных обязанностей и характер работы, оказались уничтожены за истечением сроков хранения. В суде в качестве доказательств она могла представить только свидетельские показания коллег по работе, однако суд не принял их во внимание, определив их как недопустимые доказательства, учтя положения Федерального закона «О трудовых пенсиях» о недопустимости доказывания характера и условий работ показаниями свидетелей.

         Также существуют трудности с получением архивных справок о работе в организациях, ранее функционировавших на территории отдельных бывших советских республик. В первую очередь стоит отметить, что не во всех этих государствах благожелательно отвечают на запросы, особенно если речь идет о прибалтийских государствах, Грузии, Азербайджане. Кроме того, высылаемые документы зачастую оформляются в соответствии с требованиями, которые действуют в этих государствах и не соответствуют требованиям, предъявляемым органами Пенсионного фонда РФ в соответствии с законодательством России.

         Имеются проблемы с получением справок и из Чеченской Республики лицами, не являющимися представителями титульной национальности.

         В таких условиях было бы уместным установление отдельных обстоятельств на основании косвенных документов. Однако с этим возникают проблемы. Так, например, органы Пенсионного фонда Российской Федерации отказывают в установлении размера заработной платы за определенный период по информации о партийных и профсоюзных взносах, отраженной в партийных и профсоюзных книжках.

         Принятие органами Пенсионного фонда РФ решения об отказе в назначении пенсии до окончания проверки пенсионных прав гражданина в полном объеме.

         Конкретный пример из практики. Гражданка С. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Ворошиловском районе г. Волгограда с заявлением о назначении пенсии. Решением от 10 июня 2009 года ей в назначении пенсии отказали по мотиву отсутствия пятилетнего страхового стажа. В качестве причины принятого решения было указано на сомнение в подлинности трудовой книжки, основанное на том, что записи о работе в медицинском учреждении на территории Армении не были подтверждены документально, а также на непоступление ко времени принятия решения актов проверок остальных периодов трудовой деятельности, отраженных в книжке. Таким образом в пенсии отказано до окончания проверки пенсионных прав заявителя и установления всех обстоятельств дела, что расцениваю как нарушение ее прав.

         Считаю, что подобные решения не должны допускаться.

         Вопросы назначения пенсии до наступления пенсионного возраста в соответствии с Федеральным законом «О занятости населения»

         У граждан возникают проблемы с реализацией положений Федерального закона «О занятости в Российской Федерации», предусматривающих возможность назначения пенсии на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию, безработным гражданам при определенных условиях по предложению службы занятости в случае невозможности их трудоустройства. Так житель
ст. Нижний Чир был уволен по сокращению штатов и встал на учет в качестве безработного в центр занятости по Суровикинскому району. Указанная служба не могла его трудоустроить в течение нескольких месяцев. Когда заявителю исполнилось 58 лет, он поставил вопрос о направлении его в Пенсионный фонд для назначения ему пенсии. Руководством Суровикинского центра занятости было отказано в этом по мотиву отсутствия финансовой возможности перечислить в Пенсионный фонд РФ денежные средства для выплаты ему пенсии.

         Комитет по труду и занятости населения Администрации области указал, что принятие решения о направлении безработного гражданина на досрочную пенсию является правом, а не обязанностью органов службы занятости. Принятие такого решения возможно не только при наличии прямо предусмотренных законом условий, но лишь в случае достаточности финансирования соответствующих расходов из бюджета. Решать же вопрос о направлении соответствующих предложений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации предлагалось в индивидуальном порядке.

         Однако досрочное назначение пенсии по предложению органов службы занятости по своей сути является одной из предусмотренных законом мер защиты от негативных последствий безработицы, так как назначение данной пенсии влечет возникновение у гражданина дохода и невозможность признания его безработным. И если такая мера предусмотрена, то должна использоваться службой занятости при наличии условий ее применения, определенных законом, в котором ничего не упоминается о достаточности финансирования соответствующих расходов.

         К счастью, ситуация с заявителем была решена положительно. Но полученные в ходе переписки ответы свидетельствует о том, что данная проблема системная, может возникнуть и у других безработных граждан, чего допускать нельзя.

         Отсутствие профессиональных пенсионных систем

         С досрочным назначением трудовых пенсий связан еще один вопрос - отсутствие профессиональных пенсионных систем. Не ставя под сомнение необходимость в отдельных случаях, обусловленных условиями работы, уменьшать время выхода человека на пенсию, отмечу основную возникающую при этом проблему: на указанных граждан, несмотря на наличие у них права выходить на пенсию раньше других, работодатели уплачивают те же страховые взносы по пенсионному страхованию, что и на работающих в обычных условиях. Это является отходом от страховых принципов пенсионного обеспечения, что в условиях увеличения доли пенсионеров среди населения вряд ли является оптимальным.
В настоящее время уже 20,6% пенсионеров получают пенсию на льготных основаниях со снижением возраста назначения пенсии или назначением выплат в связи с наличием определенного стажа работы по отдельным специальностям. И их количество будет расти, так как в нашем регионе около 3,5 тысяч предприятий, работа на которых дает право на льготное пенсионное обеспечение. Соответствующие рабочие места занимают свыше 150 тысяч человек. Расходы Пенсионного фонда РФ по выплате пенсий таким гражданам не будут в полной мере обеспечиваться поступившими на них страховыми выплатами, и дополнительные расходы компенсируются за счет бюджета.

         Вопрос о принятии законодательства о профессиональных пенсионных системах был поставлен уже давно. В 2002 году Правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу РФ два законопроекта «Об обязательных профессиональных пенсионных системах в РФ» и «О страховом взносе на финансирование обязательных профессиональных пенсионных систем». Оба законопроекта в июне 2002 года были приняты в первом чтении. Однако в дальнейшем работа по ним не проводилась. Лишь в марте 2011 года Комитет по финансовому рынку Государственной Думы РФ рекомендует их отклонить по мотивам несоответствия действующему законодательству и неизбежного роста налоговой нагрузки на фонд оплаты труда при принятии указанных законов, возможном негативном влиянии этого на конкурентоспособность предприятий, уровень оплаты труда работников и их занятость. В результате законопроекты отклонены Государственной Думой РФ в апреле 2011 года.

         В то же время отмечу, что увеличение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда может иметь и положительные последствия, так как будет стимулировать работодателей улучшать условия труда с целью уменьшения негативного влияния на организм работника вредных факторов, которые и определяют право на досрочную трудовую пенсию.

         В связи с изложенным считаем, что профессиональные пенсионные системы должны быть введены как механизм обеспечения повышенных пенсионных прав работников.

         Отсутствие страховых выплат на лиц, проходящих военную службу, службу в органах внутренних дел или иных подобных организациях.

         Еще одной проблемой является неуплата страховых выплат в период военной службы, службы в органах внутренних дел и иных подобных организациях за период начиная с 01 января 2002 года. Пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в этих организациях, осуществляется по особому порядку за выслугу лет. Однако вполне возможна ситуация, когда служащие граждане будут уволены не по собственному желанию (например, в результате организационно-штатных мероприятий) до достижения выслуги лет, необходимой для назначения соответствующей пенсии. В итоге они смогут рассчитывать только на трудовую пенсию. Срок службы им засчитают в страховой стаж, но в настоящее время размер пенсии в большей степени зависит не от страхового стажа, а от размера поступающих после 01 января 2002 года страховых взносов, которые во время прохождения службы не уплачиваются в Пенсионный фонд РФ.

         В июне 2011 года данная проблема была разрешена, но лишь частично. Принят Федеральный закон «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан», который предусматривает в таких случаях выделение Пенсионному фонду Российской Федерации средств федерального бюджета для включения их в расчетный пенсионный капитал застрахованного лица и отражения в общей части его индивидуального лицевого счета. Эта сумма зависит от срока службы.

         Однако вызывает вопросы порядок расчета этой суммы, которая совершенно не зависит от размера денежного содержания служащего. Она будет определяться исходя из минимального размера оплаты труда и тарифа страховых взносов на день установления пенсии. Отметим, во-первых, что на сегодняшний день минимальный размер оплаты труда составляет 4611 рублей, что составляет 72% от прожиточного минимума трудоспособного населения по стране на 4 квартал 2010 года.
А во-вторых, минимальный размер оплаты труда не соответствует уровню денежного содержания военнослужащего или сотрудника органов внутренних дел. Такое решение не гарантирует пенсионных прав указанных лиц наравне с обычными гражданами, работающими по трудовому договору. Оно приравнивает их к частным нотариусам, адвокатам и индивидуальных предпринимателям, не производящим выплаты или иные вознаграждения физическим лицам и уплачивающих страховые взносы на себя самостоятельно. Но если доход представителей указанных групп населения в принципе не ограничен, и они могут себе позволить заключать договор негосударственного пенсионного страхования с соответствующими фондами и таким образом обеспечивать себе больший уровень пенсионного обеспечения, то утверждать такое же в отношении большей части военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел не возможно.

         Поэтому считаю, что, несмотря на положительную оценку в целом нового Федерального закона «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан», механизм обеспечения пенсионных прав бывших военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел должен совершенствоваться.

         Отказ в зачете времени службы в районах Крайнего Севера в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.

         Особо хочу отметить практику применения соответствующих положений Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в результате которой в стаж, учитываемый при определении права на досрочную пенсию в связи с работой в районах Крайнего Севера, не включают время военной службы, службы в органах внутренних дел в этих же районах.

         Такая ситуация ухудшает правовое положение лиц, которые служили в местностях и районах Крайнего Севера, но не имеют стажа службы, достаточного для получения пенсии по выслуге лет, ограничивает их право на льготное назначение пенсии без каких-либо оснований, предусмотренных Конституцией РФ, и приводит к нарушению принципа равенства граждан.

         Социальные доплаты к пенсии

         Еще один проблемный вопрос, который строго говоря и не имеет прямого отношения к пенсионному обеспечению граждан, но в нашей области связан с деятельностью Пенсионного фонда РФ, благосостоянием неработающих пенсионеров, размер пенсии которых не так уж редко ниже прожиточного минимума. Речь идет о социальной доплате к пенсии, осуществляемой по Федеральному закону «О государственной социальной помощи». Признаем, что введение этой доплаты было своевременным и имело положительное значение. Однако правовое регулирование социальной доплаты к пенсии вызывает ряд вопросов.

         Во-первых, прожиточный минимум пенсионеров не обеспечивается.

         Государство, вводя социальную доплату к пенсии, стремилось гарантировать получение неработающими пенсионерами дохода в размере не менее прожиточного минимума. Однако в настоящее время законодательством предусмотрен расчет двух прожиточных минимумов для пенсионеров. Один прожиточный минимум утверждается органами исполнительной власти как на уровне Российской Федерации, так и субъекта России, и он пересчитывается каждый квартал. Таким образом учитывается произошедшая за три месяца инфляция.

         Но для решения вопроса о праве на социальную доплату к пенсии, определении источника ее финансирования и ее размера необходимо применять другой прожиточный минимум пенсионера, который специально определяется именно для этих целей на федеральном и региональном уровне соответственно федеральным законом о бюджете и законом субъекта Российской Федерации. Причем размер прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации должен быть установлен не позднее 01 ноября года, предшествующему году, на который он устанавливается и поэтому его изменение в течение последующего года невозможно. В результате размер социальной доплаты к пенсии в течение всего года рассчитывается из одной суммы, которая не индексируется несмотря на инфляцию. Поэтому определенный законом субъекта Российской Федерации прожиточный минимум через какое-то время не соответствует реальности и становится ниже размеров прожиточного минимума, определяемого ежеквартально по тем же принципам. В итоге основная цель - обеспечение дохода пенсионера на уровне не ниже прожиточного минимума, в действительности не достигается.

         Например, в Волгоградской области в 2010 году прожиточный минимум для расчета социальной доплаты составил 4284 рубля. Уже со второго квартала 2010 года эта сумма не соответствовала прожиточному минимуму пенсионера, который на указанный период был определен Главой Администрации Волгоградской области в сумме 4338 рублей. На 2011 год прожиточный минимум для расчета социальной доплаты составил 4788 рублей. Однако определенный главой администрации Волгоградской области прожиточный минимум для пенсионеров за I квартал 2011 года равен 4949 рублям.

         Выход из ситуации был бы в ежеквартальной индексации прожиточного минимума пенсионера, учитываемого при расчете социальной доплаты к пенсии.

         Вторая проблема - учет при определении права на социальную доплату и ее размера льгот и мер социальной поддержки.

         Это вызывает негативную реакцию льготников. Основные жалобы идут от ветеранов труда. В данной ситуации Уполномоченный считает, что государство выделяет ветеранов труда как особую категорию граждан, учитывая их продолжительный и добросовестный труд. В связи с этим оно устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов труда в целях обеспечения их достойной жизни, активной деятельности, почета и уважения в обществе. Таким образом, предоставляемые ветеранам труда меры социальной поддержки являются поощрением, мерой признания заслуг, направленной на их выделение из остальных граждан. Однако эти цели не могут быть достигнуты при включении получаемых гражданами как ветеранами труда мер социальной поддержки в доход, учитываемый при определении права на социальную доплату к пенсии и ее размера, так как в этом случае и ветерану труда, совокупный доход которого вместе со льготами не превышает величины прожиточного минимума пенсионера, и пенсионеру, не имеющему особых заслуг перед государством и получающему такую же пенсию, предоставляются одинаковые гарантии по материальному обеспечению. Более того, социальная доплата для ветерана в этом случае будет меньше именно на сумму, равную стоимости получаемых льгот. Утверждать об особом уважительном отношении к ветеранам в этом случае невозможно.

         Аналогичная позиция и в отношении иных категорий граждан, которым государство гарантировало предоставление мер социальной поддержки в качестве мер поощрения за особые заслуги перед обществом или для компенсации имеющихся ограничений, вызванных нарушением здоровья. Уполномоченный считает, что необходимо исключить возможность учета мер социальной поддержки при определении общей суммы материального обеспечения пенсионера именно в федеральном законодательстве. Сделать это на уровне региона не всегда возможно. В частности, Волгоградская область не может это сделать, даже если захочет.

         Третья проблема - установление единого прожиточного минимума для определения права на социальную доплату к пенсии лицам получающим пенсию, но являющихся представителями различных социально-демографических групп населения, у которых разные потребительские корзины.

         Например, дети могут получать пенсию по потере кормильца. Их потребительская корзина больше, нежели потребительская корзина лиц, достигших 60- или 55-летнего возраста. Логичным было бы установление для определения права на социальную доплату к пенсии разных прожиточных минимумов для разных социально-демографических групп населения. Однако сегодня при определении права на социальную доплату к пенсии и у пожилого пенсионера, и у ребенка, получающего пенсию по потере кормильца, применяют единый прожиточный минимум пенсионера, рассчитанный исходя из потребительской корзины пожилых граждан.

         Четвертая проблема - платность для пенсионера услуг банка по выплате социальной доплаты, перечисляемой на счет в банке.

         При выплате пенсии и социальной надбавки путем перечисления их на расчетный счет в Сберегательном банке РФ и дальнейшем снятии денежных средств пенсионером с него банк удерживает 1% от размера социальной доплаты за услуги банка по обналичиванию денежных средств. Проблема в отсутствии соответствующего договора между Сберегательным банком РФ и Пенсионным фондом РФ.

         Также было бы желательным установление порядка назначения социальной доплаты к пенсии без заявления пенсионера и с даты назначения пенсии.
В настоящее время для основной части пенсионеров социальная доплата к пенсии устанавливается только по заявлению и лишь с месяца, следующего после даты подачи этого заявления.

 

Рекомендации участников круглого стола на тему:
«Проблемы пенсионного обеспечения граждан»

 

         Участники круглого стола, обсудив проблемы пенсионного обеспечения граждан, рекомендуют:

         1. Уполномоченному по правам человека в Волгоградской области и ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Волгоградской области:

         а) продолжать индивидуальное консультирование граждан по вопросам пенсионного обеспечения в Российской Федерации;

         б) продолжать работу по распространению правовых знаний в области пенсионного обеспечения, в том числе осуществляя целевое информирование различных группы населения с учетом их специфики.

         2. ГУ - Отделение Пенсионного фонда в РФ по Волгоградской области:

         а) исключить в работе подведомственных органов Пенсионного фонда РФ случаи принятия решения по заявлению гражданина о назначении пенсии или по иному обращению до окончания проверки всех обстоятельств, имеющих юридическое значение;

         б) определить взаимоотношения со Сберегательным банком РФ по поводу перечисления на счета пенсионеров социальной доплаты к пенсии таким образом, чтобы исключить взимание с граждан комиссионных платежей при снятии ими денежных средств со счетов.

         3. Комитету по труду и занятости населения Администрации Волгоградской области:

         обеспечить направление в органы Пенсионного фонда РФ для решения вопроса о назначении пенсии на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, всех безработных граждан, определенных в пункте 2 статьи 32 Закона РФ «О занятости в Российской Федерации».

         4. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и Правительству Российской Федерации:

         а) предусмотреть возможность назначения гражданам пенсии со дня возникновения права на пенсию независимо от даты подачи соответствующего заявления;

         б) определить внесудебные способы подтверждения гражданами всех обстоятельств, имеющих значение для определения права на пенсию и ее размера, в случаях, если предоставление гражданами соответствующих документов невозможно по причинам, от них не зависящих;

         в) принять законодательство о профессиональных пенсионных системах;

         г) пересмотреть механизм конвертации пенсионных прав лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и других структурах, во время которой на них не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, в случае увольнения их со службы до достижения выслуги лет, дающей право на получение пенсии по выслуге лет. Конвертация пенсионных прав должна происходить с учетом их денежного содержания и всех коэффициентов, на которые увеличивался расчетный пенсионный капитал граждан, работавших по трудовым договорам;

         д) предусмотреть зачет периодов военной службы, службы в органах внутренних дел и других аналогичных структурах в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»;

         е) изменить правовое регулирование социальной доплаты к пенсии, предусмотрев при этом следующее:

         - ежеквартальную индексацию с учетом инфляции прожиточного минимума, установленного для определения права на социальную доплату к пенсии и ее размера;

         - невозможность учета при определении права на социальную доплату к пенсии и ее размера дополнительного материального (социального) обеспечения, ежемесячной денежной выплаты, иных мер социальной поддержки (помощи);

         - установление в целях определения права на социальную доплату к пенсии и ее размера нескольких прожиточных минимумов для представителей каждой из социально-демографических групп, для которых определяются отдельные потребительские корзины;

         - назначение социальной доплаты к пенсии даже в отсутствие заявления пенсионера с момента, когда у него возникло право на социальную доплату к пенсии.

 

Уполномоченный по правам человека

в Волгоградской области                                                                        

                                                                                              В.А. Ростовщиков