Специальный доклад "О проблемах правового регулирования порядка пребывания граждан в условиях их принудительного содержания"

№ 743/2017

 

14.12.2017 года.

 

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДОКЛАД

о проблемах правового регулирования порядка пребывания граждан в условиях их принудительного содержания

 

 

В адрес Уполномоченного по правам человека в Волгоградской области регулярно поступают жалобы на неудовлетворительные условия пребывания граждан в местах их принудительного содержания. Каждое такое обращение подвергается анализу, а изложенные факты тщательно проверяются.

Проводимая работа дает определенные положительные результаты. За последние 5-7 лет, в подавляющем большинстве мест принудительного содержания граждан, удалось добиться соблюдения санитарных норм, как по нормативам минимальной жилой площади, приходящейся на одного человека, так и по уровню освещенности помещений, вентиляции, бытовому обустройству, в том числе, водой и канализацией с условиями приватности их использования без ущерба для обеспечения безопасности, а также проведения иных мероприятий, направленных на устранение условий, которые, с точки зрения международного права, признаются жестокими или унижающими и оскорбляющими человеческое достоинство. В этих усилиях органов исполнительной власти и органов общественного контроля наблюдается безусловный прогресс.

Одновременно в течение 2017 года наметилось значительное увеличение числа обращений граждан, с указанием на недопустимые условия их перевозки специальным транспортом, а также нахождения в судах общей юрисдикции, как в конвойных помещениях судов, так и залах судебных заседаний. Уже в первом квартале 2017 года удельный вес таких жалоб достиг уровня 4-5% от числа всех обращений, поступающих от лиц, находящихся в местах принудительного содержания, и этот уровень удерживался в течение всего года. Данное обстоятельство стало поводом для более детального изучения сложившейся ситуации путем проведения целенаправленных проверок фактического состояния мест принудительного содержания, в том числе и путем привлечения сил контролирующих и надзирающих органов.

В силу поставленных целей и абстрагируясь от условий принудительного содержания граждан в таких возможных местах, как морские суда, находящиеся в дальнем плавании, зимовки, а также специализированные места принудительного содержания несовершеннолетних и помещения, находящихся в ведении Министерства обороны РФ и ФСБ РФ, было установлено, что на территории Волгоградской области граждане могут принудительно содержаться в следующих местах:

 

Виды мест принудительного содержания

Субъект ответственности

Лица, которые могут содержаться

Правовые акты, регулирующие условия содержания (основные)

1. Исправительные колонии: общего, строгого, особого режима (участки), колонии поселения, лечебно исправительные учреждения, следственные изоляторы.

ФСИН РФ.

Лица, осужденные к отбыванию наказания в виде лишения свободы.

1.Уголовно-исполнительный кодекс РФ.

2. Постановление Правительства РФ от 11.04.2005 №2051.

3.Приказ Минюста России от 16.12.2016 №2952.

 

2. Следственные изоляторы.

ФСИН РФ.

Лица, задержанные по подозрению в совершении преступления, а также подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

1.? Федеральный закон от 15.07.1995 №103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".

2.? Постановление Правительства РФ от 11.04.2005 №2053.

3.? Приказ Минюста России от 14.10.2005 №1894.

 

3. Специальный автомобильный и железнодорожный транспорт.

 

ФСИН РФ.

Лица, осужденные к отбыванию наказания в виде лишения свободы, а также подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

1.Уголовно-исполнительный кодекс РФ.

2.Федеральный закон от 15.07.1995 №103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".

3.Приказ Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.05.2006 года №199ДСП/369ДСП5.

4. Изоляторы временного содержания

 

МВД РФ

Лица, задержанные по подозрению в совершении преступления, а также подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

1.Федеральный закон от 15.07.1995 №103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".

2.Постановление Правительства РФ от 11.04.2005 №2056.

3.Приказ МВД РФ от 07.03.2006г. №140-ДСП7.

 

5. Специальный автомобильный транспорт.

 

МВД РФ

Лица, задержанные по подозрению в совершении преступления, а также подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

1.Федеральный закон от 15.07.1995 №103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".

2.Приказ МВД РФ от 07.03.2006г. №140-ДСП8.

 

 

6. Специальные приемники.

 

МВД РФ

Лица, подвергнутые административному взысканию в виде административного ареста.

1.Федеральный закон от 26.04.2013 №67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста".

2.Постановление Правительства РФ от 15.10.2003 № 6279.

7.Специальные помещения дежурных частей территориальных органов.

МВД РФ

Лица, задержанные в порядке ст. 14 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ "О полиции", в том числе по подозрению в совершении административного правонарушения

1.Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 №30110.

2. Приказ МВД России от 30.04.2012 №38911.

 

8. Центры временного содержания иностранных граждан (ЦВСИГ).

 

МВД РФ

Лица, подвергнутые административному взысканию в виде выдворения за пределы РФ, депортации или реадмиссии.

1. Постановление Правительства РФ от 30.12.2013 №130612.

 

9. Конвойные помещения.

Следственный Комитет РФ.

Лица, задержанные по подозрению в совершении преступления, а также подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

 

Правовое регулирование фактически отсутствует.

 

10.

Конвойные помещения.

Районные и городские суды общей юрисдикции.

Лица, задержанные по подозрению в совершении преступления, а также подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

Правовое регулирование фактически отсутствует.

 

Специфика содержания лиц, осужденных к лишению свободы, но являющихся фигурантами других уголовных дел, по которым еще ведется предварительное следствие и приговоры, по которым еще не вынесены, при исследовании поставленного вопроса не учитывалась.

Как следует из приведенной таблицы, правовое регулирование условий содержания граждан в помещениях судов и следственных управлений фактически отсутствует, а часть ведомственных нормативно-правовых актов, регулирующих условия перевозки лиц в места их принудительного содержания, изданы исключительно для служебного пользования и для всеобщего ознакомления никогда не публиковались. Такую ситуацию нельзя признать нормальной и соответствующей условиям построения правового государства, равно, как нельзя признать удовлетворительными и фактические условия содержания граждан в помещениях, которые для этого были приспособлены и оказались лишь отчасти пригодны для этих целей.

Так, по результатам обследования конвойных помещений судов Волгоградской области установлено, что, по крайней мере, в 7 помещениях вообще отсутствует санитарный узел, а раздельные санитарные узлы для сотрудников конвоя и спецконтингента, что предусмотрено нормативами для строительства новых зданий судов и реконструкции старых13 (далее - Правила), имеются только в 7 районах области. Следует сразу сделать оговорку, что упомянутые Правила должны соблюдаться безоговорочно лишь при строительстве новых зданий судов, а при реконструкции уже построенных зданий и их приспособления для работы судов, Правила следует соблюдать лишь при наличии такой возможности и от них возможны отступления. Границы таких отступлений нормативно не определены. Минимальные стандарты обустройства помещений судов не определены. В нашем регионе строительство новых зданий судов за весь период существования Управления Судебного департамента в Волгоградской области не проводилось.

Таким образом в регионе сложилась ситуация при которой количество отдельных камерных помещений для подсудимых соответствует только в двух судах области (Нехаевский, Светлоярский), в 37 судах области из 44 существующих этот показатель составляет от 50% нормативной потребности и ниже, а в Клетском районном суде такие помещения вообще отсутствуют. Площадь камер только в одном из судов соответствует плановой потребности (Красноармейский), в 35 районных судах она составляет менее 50% такой потребности, а в 19 она вообще находится на уровне ниже 30%. Средняя площадь камерных помещений соответствует нормативам только в помещениях 16 районных судов, при этом в 6-ти районах области было зафиксировано фактическое превышение предельного уровня наполняемости камер в 2, в 3, в 4 и даже в 5 раз (соответственно: Чернышковский, Палласовский, Тракторозаводский, Краснооктябрьский, Руднянский и Центральный районные суды).

Как правило, камерные помещения конвойных помещений расположены в подвальных или полуподвальных помещениях, но даже при расположении в одном уровне с залами судебных заседаний, например, как в Новоаннинском и Урюпинском районах, они не имеют естественного освещения, а инструментальные замеры уровня искусственного освещения показывают, что более чем в половине обследованных помещений оно является недостаточным.

Особо остро стоит вопрос с вентиляцией помещений, в которых принудительно содержатся граждане. Данная проблема усугубляется тем, что правила содержания граждан, страдающих особо опасными инфекционными заболеваниями, которые по своей сути достаточно строгие и категоричные, регулируют периоды их содержания в стационарных условиях исправительных учреждений, следственных изоляторов и иных помещениях, находящихся в ведении МВД РФ (специальные приемники, ЦВСИН). Периоды содержания граждан вне этих помещений, в том числе в помещениях судов и органов предварительного расследования, а также при перевозке граждан специализированным автомобильным и железнодорожным транспортом, если вообще не выпадают из общей системы правового регулирования, то, зачастую, урегулированы весьма условно.

Фактическое обследование конвойных помещений судов показало, что более половины обследованных помещений или вообще не имеют приточно-вытяжной вентиляции, или она неисправна или не является эффективным инструментом проветривания помещений. Обследование конструктивного обустройства специального автомобильного и железнодорожного транспорта показало, что изоляция воздушных потоков в местах общего и раздельного содержания больных граждан не происходит. В специализированном транспорте воздушные потоки одинаково доступны, как для больных, так и для здоровых граждан, включая личный состав конвоя. Аналогичная ситуация и в помещениях, используемых органами предварительного расследования, включая помещения для работы с адвокатами, следователями и иными лицами, а также в самих залах судебных заседаний. Правовое регулирование порядка содержания больных опасными инфекционными заболеваниями в этих условиях, реально, отсутствует.

В этой связи и одновременно с этим положением возникают проблемы как для реализации прав граждан, находящихся в условиях изоляции, так и для выполнения своих прав и обязанностей сотрудниками конвоя. В частности, при обследовании специальных железнодорожных вагонов было установлено, что все купе, предназначенные для перевозки осужденных и арестованных, отделены от сквозного прохода решетчато-сетчатым заграждением, которое не обеспечивает локализацию воздушных потоков, исходящих из купе, выделенных для перевозки лиц, страдающими опасными инфекционными заболеваниями. Не изолирован от газообмена с такими купе и общий проход, в котором размещаются сотрудники конвоя. Кроме того, сотрудники конвоя обеспечены специальными газовыми средствами. Полагаю, что данное обстоятельство также создает возможность воздействия специального газа на неопределенно большой круг лиц и даже на тех граждан, в отношение которых его применение не допускается Федеральным законом.

Предположения о такой возможности обоснованы еще и тем обстоятельством, что правовое регулирование условий перевозки граждан специальным автомобильным и железнодорожным транспортом, а также порядок их содержания в конвойных помещениях судов, особенности применения специальных средств, если таковые имеются, регламентированы ведомственными нормативными актами, предназначенными для служебного пользования. Эти акты не подлежат опубликованию в печати и рассчитаны для изучения только сотрудниками соответствующего ведомства. В силу этого обстоятельства, граждане лишены возможности быть осведомленными о правилах их перевозки, а также информации о своих правах, на которые они могут претендовать, о перечне обязательных государственных услуг, предоставление которых они вправе требовать, а органы вневедомственного и общественного контроля лишены возможности проинспектировать выполнение таких правил и нормативов.

Как представляется, указанными ведомственными неопубликованными для всеобщего сведения правовыми актами определены: предельные нормы наполняемости купе (по реальным расчетам и информации из поступивших жалоб, в одно купе помещают до 12 человек), температурный режим и уровень освещенности, объем (количество мест, размер и вес) ручной клади, порядок вывода в санитарный узел, периодичность предоставления кипятка (для приготовления сублимированных продуктов и чая) и другие условия их перевозки.

В соответствии с п.10 Указа Президента Российской Федерации О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (в ред. Указов Президента РФ от 16.05.97 № 490, от 13.08.98 № 963) Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Аналогичная норма закреплена даже в п.3 ст.15 Конституции Российской Федерации и в ней указано, что Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Еще одна проблема, которая тесно связана с уже обозначенными, но на которой стоит остановиться обособлено, в силу её масштаба и наличия официальной оценки Европейского Суда по правам человека. Европейский Суд по правам человека 17.07.2014 года вынес решение по делу Свинаренко и Сляднев против России, в котором констатировал, что практика содержания граждан в металлических клетках во время судебного заседания является унижающим их достоинство обращением, которое не может быть оправдано никакими соображениями. Такое обращение само по себе унижает человеческое достоинство в нарушение статьи 3 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

К сожалению, данная практика оборудования залов судебных заседаний в Российской Федерации является стандартной и повсеместной. Кроме того, нормативные акты, предусматривающие подобного рода обустройство залов судебных заседаний, также не опубликованы, что уже само по себе является недопустимым и противоречащим процитированным нормам Конституции РФ.

Учитывая данные обстоятельства и в целях приведения ситуации в соответствие Конституции РФ и требованиям федерального законодательства, полагаю уместным предложить проведение следующих мероприятий:

- Правительству РФ – разработать и принять нормативные акты об условиях принудительного содержания граждан, включая условия их перевозки специальным автомобильным и железнодорожным транспортом, условия содержания в помещениях вне исправительных учреждений, следственных изоляторов и изоляторов временного содержания, а также разработать минимальные стандарты технического обустройства таких помещений;

- Генеральному прокурору РФ – проверить на соответствие Конституции РФ и Федеральным законам ведомственные правовые акты, изданные МВД РФ и Минюстом РФ, которые регулируют порядок содержания граждан в условиях принудительного содержания, включая условия их перевозки специальным автомобильным и железнодорожным транспортом, и содержания в помещениях вне исправительных учреждений, следственных изоляторов и изоляторов временного содержания;

- Министерству юстиции РФ и МВД РФ – выделить из неопубликованных для всеобщего сведения ведомственных нормативных актов нормы, регулирующие права граждан при их перевозке специальным автомобильным и железнодорожным транспортом, а также условия содержания в помещениях вне исправительных учреждений, следственных изоляторов и изоляторов временного содержания, и опубликовать их для всеобщего ознакомления;

- Судебному Департаменту при Верховном Суде РФ – выступить заказчиком разработки минимальных стандартов обустройства зданий судов общей юрисдикции и приступить к реконструкции помещений судов в соответствии с разработанными нормативами.

Считаю необходимым опубликовать настоящий Специальный Доклад и проинформировать Уполномоченного по правам человека в РФ Т.Н.Москалькову о выявленных проблемах правового регулирования отдельных периодов принудительного содержания граждан;

Полагаю, что реализация данных предложений будет способствовать укреплению Конституционных основ Российской Федерации и общепризнанных прав и свобод граждан.

 

 

 

Уполномоченный по правам человека

в Волгоградской области В.А.Ростовщиков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп. А.А.Пеков 8(8442) 30-74-36.

1 Постановление Правительства РФ от 11.04.2005 №205 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время".
2 Приказ Минюста России от 16.12.2016 №295 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений".
3 Постановление Правительства РФ от 11.04.2005 №205 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время".
4 Приказ Минюста России от 14.10.2005 №189 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы".
5 Приказ Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.05.2006 года №199ДСП/369ДСП "Об утверждении Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию".
6 Постановление Правительства РФ от 11.04.2005 №205 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время".
7 Приказ МВД РФ от 07.03.2006г. №140-ДСП “Об утверждении Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых“.
8 Приказ МВД РФ от 07.03.2006г. №140-ДСП “Об утверждении Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых“.
9 Постановление Правительства РФ от 15.10.2003 №627 "Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц".
10 Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 №301"Об утверждении Положения об условиях содержания, нормах питания и порядке медицинского обслуживания задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации".
11 Приказ МВД России от 30.04.2012 №389, "Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан".
12 Постановление Правительства РФ от 30.12.2013 №1306 "Об утверждении Правил содержания (пребывания) в специальных учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии".
13 См. «СП 152.13330.2012. Свод правил. Здания судов общей юрисдикции. Правила проектирования.», утрерждены Приказом Госстроя от 25.12.2012 №111/ГС.